ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ 1 урок. Проведите фонетический разбор данных слов. Ёлочка, роскошный, съехать, учиться, трясина, окрестность. Подумайте, какое слово в этом ряду по произношению конечного согласного «лишнее». Мне русская речь - как музыка: В ней слово звучит, поёт, В ней дышит душою русскою Создатель её расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений народ. И я в эту речь ныряю, Как в речку, И там, со дна, Сокровища добываю, В которых поёт весна. Выпишите из текста слова, в которых выделены буквы. Сравните написание и произношение слов, сделайте вывод. Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. Скопление каких звуков помогает образно описать грозу? По небу голубому проехал грохот грома. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся играя, Грохочет в небе голубом. Докажите, что автор использовал приём звукописи. НА ЧТО ЖАЛУЕТСЯ КАЛИТКА. Тебе прилежно я служу, Железом, жалуясь, визжу: Уж ты; пожалуйста, уважь - Заржавленную смажь! «Расскажите об основных правилах орфоэпии, которые вы изучали. В этом вам помогут данные примеры. Произнесите правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами. Какими правилами вы пользовались? Прочитайте вслух фонетическую запись. Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах арбуз, верба, документ, инструмент, кухонный, красивее, намерение, обеспечение, призыв, простыня, ремень, средства, случай, столяр, упрочение, щавель и др. Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений, либо новое слово. Например: волны- волны; горы- горы; срезать- срезать. Какая картина рисуется в вашем изображении? Опиши ее своими словами. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Пушкин Объясните лексическое значение слова сень. Проверьте себя по толковому словарику. Выпишите из текста слова, имеющие эти звуки. Проведите фонетический разбор данных слов. Ёлочка, роскошный, съехать, учиться, трясина, окрестность. Придумайте какое слово в этом ряду по произношению конечного согласного "лишнее". Стог, сапог, берёг, Бог, порог, продрог Прочитайте текст и сформулируйте задание к нему. Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах арбуз, верба, документ, кухонный, красивее, намерение, обеспечение, призыв, простыня, ремень, средства, случай, столяр, упрочение, щавель. Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, либо новое слово. Например: волны – волны; горы – горы; срезать – срезать. Розенталю Выразительно прочитайте текст. Какая картина рисуется в вашем воображении? Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Докажите, что в этом отрывке с помощью шипящих и свистящих звуков создается впечатление шелеста опадающих осенних листьев. Выпишите из текста слова, имеющие эти звуки. Языковые особенности публицистического стиля, его жанры. Подумайте, где, в какой речевой ситуации он может быть использован. Какая это речь - разговорная или книжная? Какую задачу ставил перед собой автор этого высказывания, писатель Юрий Яковлев, какова основная мысль этого текста? ЧТО ЗНАЧИТ РОДИНУ ЛЮБИТЬ? Многие из нас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом; учёбой, борьбой, жизнью. Любить Родину - значит расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное - беречь Родину. Беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на неё с оружием. Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята! Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений обозначьте речевую ситуацию: где, с кем, зачем происходит общение? Найдите языковые средства, особенности построения текста, которые помогают автору воздействовать на читателя. Подсказка: прямое обращение к читателю; фрагменты текста, в которых использован параллельный вид связи; экспрессивный повтор; оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений; параллелизм в построении этих неполных предложений; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И; сочетание книжной и разговорной лексики. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Символ нашей родины России! Она входит в наше сознание и сердце с ранних лет. Придите на любую выставку детских рисунков - в московской, сибирской, якутской школе, - и вы обязательно увидите Красную площадь. Хотя многие из ребят ещё не были на ней, ещё не были в Москве. Вспомните, когда вы сами увидели Красную площадь впервые - воочию или на расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений. Какое впечатление она произвела на вас, что запомнилось больше всего? Опишите площадь, продолжив текст и сохраняя публицистический стиль речи. Какие типы речи, в каком сочетании вы используете в своей зарисовке? Найдите слова, в которых выражена основная мысль. Определите стиль и тип речи. Всем вам хорошо известна крылатая строчка Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Быть гражданином – это значит активно участвовать в окружающей жизни, делать так, чтобы она стала лучше. Если никогда ни во что не вмешиваться, в сто раз расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений будет жить. Сразу тебе все чужими станут и ты всем чужой. Лес горит – пускай, мостик через канаву сломался – нам какое дело, мальчишка на улице ревет – пройдем мимо… Все зависит от того, как относиться к жизни в свои двенадцать – тринадцать лет: чувствовать себя маленьким, ничего не знающим, посторонним во многих делах? Или с размаху, как в недавней игре, кидаться туда, где что-то не ладится, где нужны твоя уверенная помощь, надежное плечо, крепкие руки? Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция. И это относится не только к взрослым, но и к тебе, тринадцатилетний подросток. Обратите внимание на особенности построения этого публицистического рассуждения цитата из произведения известного поэта, доказательство от "противного", вопросы – размышления типа "или-или". Напишите заметку в стенную газету для рублики "Так поступает настоящий товарищ". Расскажите в ней о каком- либо случае активного отношения к жизни вашего товарища, знакомого. Употребление причастий в речи. Фета, подчеркни причастия, выдели суффиксы. Затем прочти стихотворение без них и подумай, что было бы, если бы причастий не существовало. Что они дают слушателю и читателю? Чуя внушённый другими ответ, Тихий в глазах прочитал я запрет, Но мне приятней ещё говорит Этот правдивый румянец ланит, Этот цветов обмирающих зов, Этот теней набегающий расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений, Этот предательский шёпот ручья, Этот рассыпчатый клич соловья. Полные причастия употребляются преимущественно в книжной речи, в разговорной они встречаются редко. Спишите, расставляя знаки препинания. Великий поход в защиту «зеленого друга» нужно начать с Москвы. И у нас в Москве найдется немало заброшенных пустырей еще захламленных углов, которые при дружном напоре за один день можно преобразить хотя бы в черновики будущих внутриквартальных скверов. С наступлением заморозков клубни георгин убирают из грунта в непромерзающее помещение. Перед выкопкой поврежденная заморозками ботва срезается на высоте 8—10 сантиметров, а выкопанные клубни просушиваются. Для этого их раскладывают в один слой в непромерзающем, хорошо проветриваемом помещении, где они находятся не меньше недели. Только после этого их укладывают расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений хранилище. На тенистых полянах заросших высокой росистой травою скрыто цветут в лесу ночные фиалки. В густой траве прячутся нежные душистые цветы. Составьте с данными сочетаниями слов предложения, обозначив каждую группу так: художественный расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений речи, научный стиль речи, публицистический стиль речи. Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений утренним солнцем; приютившиеся на склонах гор; заросший рыжей бородой; седеющие на висках; нахмуренные брови. Призванные быть лидерами в среде своих сверстников; открывающий перед молодёжью грандиозные перспективы будущего. Размножающиеся семенным путём; опыляющихся растений; очищенные семена. Замените данные словосочетания синонимичными по смыслу выражениями. Заросший пруд, стареющая аллея, седеющий мужчина, поспевающий крыжовник, запряженная лошадь, избираемый путь. Употребите причастия, действуя по образцу. Сохраните вид, время, возвратность глагола. Картинакоторая висела. Картина, которая висит, Вулкан, который действует. Книга, которую оставили на парте. Ударение в полных и кратких страдательных причастиях. В расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений предложениях встречается одно и расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений же краткое причастие. Как его правильно произнести? Проверьте себя по «Орфоэпическому словарю». Господский дом погружен в сон. Вся южная сторона неба густо залита багровым заревом. Оба берега залиты ярким светом полуденного солнца. Из «Орфоэпического словаря» выпишите в таблицу пять страдательных причастий прошедшего времени, указывая правильное ударение в полной и кратких формах. Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений правильное произношение этих слов. Полное причастие Краткое причастие муж. Образец: начатый нйнаг начато нарша начаты Устно составьте предложения с краткими причастиями мужского и женского рода. В чем различие в произношении этих форм? Почему эти слова распределены в две группы? Расставьте ударение в словах, проверяя себя по словарику. Взятый — взят, взята, взято, взяты; изменённый — изменён, изменена, изменено, изменены; поднятый — поднят, поднята, поднято, подняты. Употребление причастий с -ся. Выполняя эту работу, четко проговаривайте каждую морфему слова. Обратите внимание на то, что глагольный суффикс - ся сохраняется во всех формах причасти и находится после окончания. Постройте словосочетания по схеме «прич. Образец записи: к плескавшийся морю—к плескавшемуся морю. В застывший воздухе; за розовеющий облаками; перед плачущий детьми; на унизанный шишками ветке; к зеленеющий лесу; над обуглившийся печью; с приближающийся каникулами; о расстилающийся тумане; прихрамывающий походкой; к одевающийся гостям. Образуй действительные причастия прошедшего времени от глаголов. Прочитайте словосочетания, четко проговаривая окончания причастий. Составьте два-три сложных предложения со словосочетаниями, которые можно использовать при описании внешности человека. Согласование причастий с определяемым существительным. Причастия, заключенные в скобки, расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений в нужном роде, числе и падеже. С любыми словосочетаниями составьте небольшой текст. Плескавшийся море; образующийся глыба; в застывший воздух; в проснувшийся лесу; к пестреющие цветам; отцветшие одуванчиков; над бушующий морем; приютившийся селение; над зеленеющий полянкой; от утомленный походами; у вырубленные рощи; взъерошенные воробьями; поднимающееся облаком. Прочитай каждое предложение вслух. Сначала впиши вопрос к причастиям и прилагательным, затем вставь их окончания I И тогда кабинет г-на де Тревиля, всегда . Составь предложения из данных словосочетаний, предварительно поставив их в форму родительного и творительного падежа единственного числа Падающая звезда, бодрящий воздух, высохший пруд, распускающаяся зелень,случившееся расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений. Прочитайте текст, проговаривая окончания причастий. Определите тему текста, стиль. Рыбак увидел толстое, брусковатое тело рыбы-великана. Употребление одиночных причастий и причастных оборотов в предложении. Есть ли речевые ошибки? Что создаёт сатирический эффект? Найди все причастные обороты и причастия, выдели их вместе с определяемыми словами. Суконный язык Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. Найдите исправьте ошибки в предложениях. Лежащая книга на столе прочитана. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Спортсмен, сумеющий пробежать стометровку за десять секунд, заслуживает награды. Пленник, попытающийся убежать, будет пойман. Каждый, пожелавший бы выступить на собрании, получит слово. Построение предложений с деепричастным оборотом. Исправьте предложения, объясните ошибки. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно 3. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду 1. Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко 2. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами 4. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал 5. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. Когда мы вернулись домой, уже стемнело 6. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради 7. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. Мимо Каштанки, расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол. Ошибка в употреблении вида деепричастия. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь». Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее: «Подходя к лесу, мне хачо но». Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают: «Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Куйбышева и Горького »-5Нагромождение деепричастий, создающее неблагозвучие. Замена невозможна, потому что главное предложение — безличное 7. Замена невозможна, потому что в главном и в придаточном предложениях разные подлежащие. Замена невозможна, потому что деепричастие указывает на образ действия. Исправь грамматические ошибки в конструкции предложений с деепричастными оборотами. В чем состоит ошибка в построении данных предложений? Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. Изобразительная роль причастий и деепричастий в художественных расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений. О какой стилистической особенности причастия в нем говорится? Мы не говорим: карета, скачущая по расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт и пр. Используя данный текст, докажите, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Для этого спишите стихотворение, обозначая причастия одиночные и с зависимыми словами. Подсчитайте, сколько причастий и прилагательных в этом тексте. Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Ещё закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спелёнутый, Завёрнутый в зелёный лист, Растёт цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И всё своё благоухание Он отдал горькому цветку. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя У меня было расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений так: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то,— раздражённо заговорил вдруг Достоевский,— совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам. Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая. » Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение. Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литературным приёмом. Как вы понимаете выражение О каких формах глагола так сказал писатель? Как вы понимаете их смысл? Не узнав горя, не узнаешь и радости. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. Сделав худо, не жди добра. Сделав добро, не кайся. Не учась, и лаптя не сплетёшь. Снявши голову, по волосам не плачут. Какие слова придают пословицам особую выразительность? Используя данные отрывки из художественных произведений, докажите, что причастия, обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, и деепричастия, «дорисовывая действие», придают художественному тексту особую выразительность. Не достигая поверхности воды, она лопалась мелкими пузырьками. Этот тонюсенький стебелёк с пузырьками был похож на ландыш. Используя материалы данных упражнений, расскажите об изобразительной роли причастий и деепричастий в художественных текстах. Употребление наречий в речи. Прочитайте про себя, а потом выразительно вслух. Подумайте, какова, по-вашему, роль наречий в передаче чувств и впечатлений автора от общения с природой? Есть ли здесь олицетворения? Расскажите сами о явлениях расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений, употребив наречия неохотно, несмело, опрометчиво, безумно, шумно и др. Выпишите наречия в составе словосочетаний. Решите, какова роль в тексте наречий меры и степени. Как изменился бы смысл высказывания, если убрать эти наречия? Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчётливо расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений видна в высоте полная луна, но ещё не золотая, а белая. Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами теперь звучали мягче, по-вечернему. Составьте предложения с наречиями меры и степени при глаголе и при прилагательном. Какие наречия дают качественное определение признаку, а какие просто указывают на место действия? Запишите эти наречия в два столбика. Внезапно мой слух поражается странными звуками, и я невольно вздрагиваю. Это какие-то высокие, необыкновенно звучные стоны, издаваемые десятками голосов. Я никак не могу определить, откуда они несутся: справа, слева, спереди или сзади. Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений фразеологизмы замените наречиями, выражающими смысл этих фразеологизмов. Трудиться не покладая рук, работать спустя рукава, учиться с грехом попалам, сватывать на лету, надоесть хуже горькой редьки, как из рога изобилия, расти как на дрожжах, уснул как убитый; одна нога здесь, другая там; сыграть без сучка, без задоринки. Вставьте подходящие по смыслу наречия. Как эти слова лучше помогают осмыслить сообщение? Весной люди … сообщают друг другу: "Грачи прилетели! Но грач еще и … полезная птица. Посмотрите, как … ходит грач весной по полю. Он … вытаскивает клювом из распаханной земли насекомых. Грач – птица прожорливая: … насекомых и личинок надо ему съесть, чтобы насытиться. Гнездятся грачи … на высоких деревьях целыми колониями. Представьте себе, как … расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений уничтожает колония грачей в расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений птиц! Найдите ошибки в употреблении наречий. Не берись за это дело вперед меня. Я приеду к тебе днями. Запишите наречия в два столбика: 1 с ударением на первом слоге; 2 с ударением на втором слоге. Наголо остричьнавек запомнитьнаверх влезтьзадолго до рассветанадолго расстатьсяподолгу ждатьнарочно сделатьнаотмашь ударитьначерно написатьнабело переписатьиздавна известноисподволь разузнатьрасшифруйте схемы данных ниже сложных предложений приезжатьнаискось находитьсяшашка наголо. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Брюсова: расставьте ударение, отметьте особенности произношения «трудных» слов. Какова основная мысль стихотворения? Созвучья слова не случайны! Пусть связь речений далека, В ней неразгаданные тайны Всего живого языка. К словам от слов, от мысли к мысли Сплетенье верных рифм ведёт, И расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений, как гирлянды, свисли Над глубиной прозрачных вод. В заветной правде отражений Удвоены, углублены Все истины земных стремлений, Все наши праведные сны. Поэт, живи в волнах созвучий, Лови их радость на лету, Чтоб, в звонких песнях, стих певучий Замкнул крылатую мечту. Найдите и прочитайте правильно наречие, передайте звуковой состав этого слова. Произнесите наречия правильно вслух. Скучно, точно, нарочно, конечно, заочно, прочно, беззвучно, мрачно. Прочитайте, соблюдая правильное ударение. Завидно, холодно, весело, вредно, тесно, жестоко, коротко, сильно, просторно, слабо. Как называются такие слова? Как их можно различить в устной и письменной речи? Вовремя — во время, по-твоему — по твоему, по-моему — по моему, тотчас — тот час, насмерть — на смерть, несказанно - не сказано. Выпишите из орфоэпического словарика с пометами произношения и ударения 5—7 наречий. Найдите, в каком слове рифма стиха подсказывает ошибку в произношении одного из слов. А как правильно сказать? Усталыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг, Последний лист размётан под ногами, Последний лучезарный день потух. В результате получатся вводные слова, которые часто используются в устной и письменной речи. Подумайте, какое слово в этом ряду по произношению "лишнее". Прочитайте слово правильно, без ошибок. Конечно, нарочно, празднично, скуяно. Найдите, в каком слове рифма стиха подсказывает ошибку в произношении одного из слов. А как правильно сказать? Усталыми глазами С расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений в душе гляжу вокруг. Последний лист разметан под ногами, Последний лучезарный день потух. Определи падеж, на который расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений предлоги. Если будут трудности, обращайся к "Фразеологическому словарю русского языка" под ред. Предлоги: во, на, за, вокруг, за, без, на, за, во, по. Вставь подходящие по смыслу предлога. Вставь подходящие по смыслу предлоги. А если мука суждена И если б дали мне. Выберите и запишите вместо точек нужные предлоги. Употребление предлогов В и НА, С и ИЗ. Правильность ответа проверьте по «Словарю русского языка» Работать завод, фабрика, ферма, почта, предприятие, учреждение, цех ; учиться университет, класс, техникум, школа, ПТУ, институт ; жить город, поселок, усадьба, отделение, колхоз, совхоз; Украина, Крым, Кавказ, Урал, Москва, Дальний Восток, Белоруссия, Прибалтика, Средняя Азия, Волга ; пойти театр, кино, концерт, цирк. В расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений ниже предложениях допущена ошибка при выборе предлога. Найдите эту ошибку и запишите предложения в исправленном виде. Честь рабочего не позволила ему уйти из завода. Школьники вернулись с Москвы оживленные, полные новых впечатлений. Письма с Крыма приходили регулярно. С ранней весны подавались щи со щавеля. Старинная чашка с фарфора привлекла внимание гостей. С магазина принесли расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений и молоко. Составьте по два предложения с предлогами в – из, с – на. Употребление существительных с предлогами БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО и др. Составь словосочетания с указанными предлогами и существительными в нужном падеже. Ехать, в течение, сутки. Разговаривать, в продолжение урок. Вспомните, с каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор. Прочитайте данные ниже словосочетания и определите, во всех ли словосочетаниях выбор падежа зависимого существительного расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений нормам литературного языка. Запишите только те словосочетания, которые вы отредактировали. Задержан согласно приказу командира; благодаря мужественному поступку; двигаться навстречу отряду; сделано согласно распоряжения; поступить вопреки решения; поступать наперекор здравого смысла. Составьте текст детективного или фантастического характера, используя как можно больше данных предлогов. Какое слово не является предлогом? Мимо, вопреки, в течение, в заключение, в продолжение, вследствие, впоследствии, навстречу, несмотря на, благодаря, возле, после, насчет. В каком из них содержится ошибка? Составьте верно 4 примера с указанным предлогом. Благодаря опозданию поезда наш герой на смог вовремя приехать домой. Предупреждение ошибок в употреблении предлогов. В данных предложениях допущены ошибки: во-первых, в словосочетаниях употреблен лишний предлог, во-вторых, неверно выбран падеж зависимого существительного. Устно их исправьте и запишите. Здесь каждый день интересуются о результатах строительства. Об этом серьезно расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений учителя школы. Собрание обсудило о работе нашей организации. Сменный инженер очень хорошо характеризует молодом рабочем. Исправьте и объясните ошибки. В каком стиле разговорном или официально-деловом употребляются такие словосочетания? Вход по расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений билета ; обсудить по возвращению; встретиться по прибытию поезда ; приветствовать по возвращению; поступить по окончанию школы. С данными глаголами-синонимами составьте и запишите словосочетания, употребив в качестве зависимого слова существительное. Беспокоиться, тревожиться; избегать, уклоняться; провожать, следовать, сопутствовать; начать, расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений обвинять, расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений хотеть, стремиться; предупредить, предостеречь; расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений, оплатить. Найдите и объясните ошибки в построении предложений. На занятиях кружка ребята хорошо изучили устройство и обращение с фотоаппаратом. Мастер хорошо знает и разбирается в технике. Пионеры испытывают уважение и восхищение к героям Великой Отечественной войны. Исправьте предложения, объясните ошибки. Докладчик оперировал с непроверенными данными '. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок 2. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития 2. Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними 2. Ответ по заявлению был получен немедленно 2. После издания приказа директора на-метился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины 3. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам 4. Посевы производились согласно указаний агронома 5. Мой брат недавно вернулся с Крыма. Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания: «разъяснение о допущенных ошибках» вместо: разъяснение допущенных ошибок«показатели по использованию электроэнергии» вместо: показатели использования. Некоторые предложные сочетания, сравнительно недавно образовавшиеся расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений называемые новые предлоги — в деле, по линии, в части, за счет расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений др. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря и др. Однако следует говорить ввиду предстоящего отъезда, а не «вследствие предстоящего отъезда» отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет ; с другой стороны, нужно сказать вследствие прошедших дождей, а не «ввиду прошедших дождей» явление относится к прошлому. Не потерял своего лексического значения и предлог благодаря. Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих цельный результат: благодаря принятым мерам, благодаря помощи товарища т. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений чем-то отрицательным: «Понесены большие убытки благодаря пожару». Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом имени. Прочитайте данные ниже предложения. Какие из них сложные? Какие слова являются средством соединения простых предложений в сложные? Определите: 1 в каких предложениях данных под цифрой I, 2, расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений 3 ничего не сообщено о том, знает или нет брат английский язык; 2 в каком предложении мы узнаем, что брат не знает английского языка; 3 в каком предложении говорится о том, что брат знает английский язык. Благодаря расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений словам в предложениях появилась новая информация? Какой частью речи они являются? Вчера брат получил письмо. Письмо было написано по-английски. Брат не понял его содержания. Вчера брат получил письмо. Письмо было написано по-английски, и брат не понял его содержания. Вчера брат получил письмо. Письмо было написано по-английски, но брат не понял его содержания. Какой из них выражает отношение соединения, а какой — противопоставления? Есть ли различие в употреблении запятой перед каждым из этих союзов? Дружба везде нужна, а на войне в особенности. Дружили в одной пехотной расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений радист Степан Кузнецов и пулеметчик Иргаш Джафаров. Кузнецов был синеглазый русоволосый веселый паренек, родом рязанский, а Джафаров - казах, смуглый житель степей, всегда задумчивый, и все песни про себя напевал. Кузнецову его песни нравились. Он говорил: « Мотив хороший, грустный, за сердце трогает, а вот слов не понимаю. И во время похода все учился казахскому языку. И на марше, и на привале всегда дружки вместе из одного котелка едят, одной шинелью укрываются, перед сном все шепчутся. В конце концов, Кузнецов стал понимать песни Джафарова и расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений переводил их на русский язык. Дружба и сил прибавляет, и в бою выручает. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Найдите сложноподчиненное предложение и определите значение подчинительного союза союзного словасоединяющего простые предложения в сложное. Современный актер—не сторонний наблюдатель жизни, а ее активный и деятельный участник, для которого сцена не помост для самовыражения, а трибуна, с которой должно осмысленно звучать живое гражданское слово. Если молодой человек идет в театральный институт, мечтая только о шумной славе, пренебрежительно относясь к родному языку, к родной литературе, к родной истории, то после окончания института малограмотный студент станет малограмотным актером. Такой актер не способен в своем творчестве подняться до глубокого осмысления как классического, так и современного репертуара. Он никогда не станет личностью в театре. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Попробуй соединить между собой два простых предложения, использовав любые союзы из предложенных: потому что, хотя, чтобы, если. Меня называют хорошим учеником. Я учусь без «троек». Меня называют хорошим учеником. У меня три «тройки». Меня назвали хорошим учеником. Надо учиться без «троек». Я буду учиться без «троек». Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений назовут хорошим учеником. Составь предложения с данными союзами. Сочинительные: И, А, НО. Подчинительные: ОТТОГО ЧТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ТАК ЧТО. Используя данные расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений сложного предложения - главные предложения, придумай придаточные. Я готов согласиться с тем, что. Ты согласишься со мной, когда. Я готов поверить тебе, хотя. Я сделал это, чтобы. Небо было таким синим, словно. Исправьте предложения, объясните расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике 1. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся 2. На улице началось сильное движение, во время которого был сбит старик, которого отправили в больницу расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений. Ошибочна постановка рядом двух однозначных союзов при утверждении достаточно союза что, при предположении следует ограничиться союзом будто или будто бы. Повторение одинаковых союзов при последовательном подчинении придаточных предложений то же при одинаковых союзных словах. Не должны выступать как однородные синтаксические элементы - член предложения и придаточное предложение. Умение расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений в речи союзами-синонимами. Придумай предложения с данными сочетаниями слов. Укажи союзы, устно замени их синонимами. Расставь знаки препинания там, где это необходимо. Запиши предложения, заменив выделенные союзы синонимами. Коротко и ясно, от того и прекрасно. Для того чтобы к утру комната была теплая, протопи её с вечера. Тополь растет высоко, но плодов с него никто не видел. Кавказ богат нефтью, и Сибирь имеет большие запасы черного золота. Петя понял, что расспрашивать не надо, но и не надо сердиться на раздражительность папы. Используя синонимичные союзы ТАКЖЕ-ТОЖЕ-И-ДА ИЗАТО-НО-ДА НОПРИЧЕМ- ПРИТОМ-И, составьте небольшой текст на свободную тему. Роль частиц в тексте. Охарактеризуйте предложения, вводя в них последовательно одну из данных в скобках частиц. Запишите примеры предложений, в которых с помощью частицы придается: а особое значение подлежащему; б особое значение сказуемому; в отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Брат замолчал даже, только, и, таки, ведь, -то, именно, вряд ли, разве, же, не. Сосед возразил не, неужели, ли, лишь, даже и, уж, -то. Погода улучшилась не, почти, как раз, -то, таки, ж, же, вот. Укажите слова, которые приобретают в тексте особое значение благодаря введению частиц. Докажите, что употребление автором выделенных в тексте слов делает текст богаче, выразительнее, живее. Определите, в каком временном плане дано начало рассказа о двух лягушках. Но одна из них была настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная, веселая, а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня. Про нее говорили, будто она не в лесу, а расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений в городском парке родилась. Но все-таки они жили вместе, эти лягушки. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная, веселая, а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась. Но все-таки жили вместе, эти лягушки. Выпишите отдельно предложения, в которых с помощью выделенных частиц придается: а отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам; б особое значение отдельным его членам. Балда говорит: «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу». Призадумался поп, стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь розь. Да понадеялся он на русский авось. Поп говорит Балде: «Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моем подворье, окажи свое усердие и проворье». Попадья Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится, попенок зовет его тятей; кашу заварит, нянчится с дитятей. Только поп один Балду не любит, никогда его не приголубит, о расплате думает частенько; время идет, и срок уж близенько. А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Вставьте на месте пропусков подходящую по смыслу частицу, укажите в скобках ее разряд, объясните, какой оттенок значения вносит в предложение каждая из неформообразующих частиц. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Для справок: именно, бы, ни, не, и. Попробуйте по памяти написать эти строки. Найдите в этом тексте частицы. Сделайте вывод о роли частиц для передачи чувств и отношения к сообщаемому. Составьте предложения с фразеологическими сочетаниями, в которые входят частицы. Каково значение каждого фразеологизма и в какой ситуации уместно его употребление? Не на жизнь, а на смерть. Прочитайте отрывки из басен Крылова Используя эти тексты, докажите, что употребление частиц характерно для разговорной речи. Какие еще языковые признаки разговорной речи есть в этих текстах? Объясните, какие чувства и эмоции передаются с помощью частиц. Нет, я б на это не решился. Да как же здесь ты очутился? – Ах ты, обжора! А Васька все-таки курчонка убирает Прости! Не поминай нас лихом! Уж то-то там мы заживем: В ладу, в довольстве, в неге. Выделяется группа частиц, обозначающих передачу чужой речи. Найдите эти частицы в данных отрывках из произведений Отлучиться разрешите, Дескать, случай дорогой, Мол, поскольку местный житель… И объявить: мол, так и так, - Чтоб зря не обижали, - Оставлен, мол, такой чудак Один во всей державе. Не муж, не сын, не брат, Прими, что есть, солдат, Кивни, скажи что-либо, Мол, тот гостинец свят И дорог, мол, спасибо! Для книжной или разговорной речи характерно употребление частиц мол, дескать. Практикум по выразительному чтению предложений с модальными частицами. Выразительно прочитайте отрывки из басен Крылова, передавая удивление, восхищение, изумление. Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Вороны глазне сводит и говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений Ну что за шейка, что за глазки! Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижинки, и каждого кусточка! Благословляли бы меня лишь берега, и я бы освежал долины и луга, но с них бы не унёс листочка. » — приятель отвечал. Составьте предложения, употребив в них модальные частицы, и выразительно прочитайте их. Выразительно прочитайте каждое предложение. Сделайте вывод о роли частиц выразительной и эмоциональной речи. Его не видят, с ним ни слова. Как теперь окружена крещенским холодом она! О, если бы когда-нибудь сбылись поэта сноведенья! Вот взошла луна златая, тише… чу… гитары звон…. Вот испанка молодая оперлася на балкон. Какое настроение передает этот отрывок из произведения Какая картина рисуется в вашем воображении? Какава роль частиц в этом тексте? Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало. Лесов таинственная сеньь С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Произношение предлогов, союзов, частиц. По ритму стихов установите, на предлог или существительное падает ударение. Сделайте орфоэпический разбор слова сжечь. Выпишите из орфоэпического словаря примеры с частицами не и ни, принимающими на себя ударение. Не была, не жила, не был, не дала, не пила. Составьте предложения, включив в них сочетания что бы ни было, чьи бы они ни были, как бы то ни было. Прочитайте предложения вслух без ошибок. О чем это стихотворение? Установите, какие частицы ударение, а какие нет. Подготовьтесь к выразительному чтению расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений. Частицы Мы, - промолвили Частицы, - Можем с каждым подружиться, Выражаем утвержденье, Отрицание, сомненье… Я всегда, - сказала НЕ, - Не люблю, что НЕ по мне. Заявляю, НЕ нужна Людям новая война. Именно, - сказала ПУСТЬ, - К этому и я стремлюсь: Пусть на свете больше будет Тех, кто расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений приносит людям! Эту мысль, -вмешалась ДА,- Подтверждаю я всегда… Да здравствуют дети И мир на всей планете. Практикум по выразительному чтению предложений с междометиями. Назовите чувства, переданные в стихотворении. Слова какой части речи помогли автору выразить их. Сердце так и гложет страх. Притворюсь-ка, что я глух! Эх, ведь как назло! Хоть бы в классе свет потух! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех! Эх, Ох, беда уже близка! Ох, Так и ждет меня доска. Если б кто-то мне помог. Составь текст фантастического, детективного или сказочного диктанта с данными междометиями Кошмар! Произнесите четырежды междометие АХ, выражая радость, жалобу, испуг, огорчение. Составьте и запишите предложения с междометиями о, ох, которые бы выражали: 1 удивление, 2 недовольство, 3 восхищение, 4 расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений. Возможные темы: «На книжной выставке», «На выставке рисунков». Произнесите расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений предложения, подчеркивая интонацией чувства, выражаемые с помощью междометий. Какое междометие мешало писательнице слушать десятиклассниц? Перепишите диалог, опуская неоправданно повторяющееся междометие или заменяя его другими словами перестраивая предложение. Как-то после выступления в одной школе меня провожали до метро десятиклассницы. Мне нравилось слушать их, но мешало одно междометие. Он, нет, на словах очень долго. Ой, разве маме можно рассказывать? Я спросила: - Девочки, у вас что — коллективная зубная боль? «Конечно, - подумала я,— это свойственно их возрасту: недоумевать, сомневаться, изумляться, но не обязательно же все время с междометием». Представьте себе картину утра - в городе, в лесу, в поле, в селе, у вас дома и т. Напишите, как просыпается все вокруг. Постарайтесь использовать для изображения этой картины междометия и звукоподражательные слова. Читая вслух каждое предложение, обращайте внимание на интонацию, выражающую разные чувства. Выпишите все междометия и определите, к какому разряду они относятся. А как проехать отседа к Плюшкину? Хорош голосок у певца. Некрасов 4 "Ну, - сказал я,- выкладывай, что тебе нужно? Не разбираю имя я… А! Новиков – Прибой 7 Стой! Не будем с тобой нынче ссорится. Объясните, какое значение выражает каждое междометие. Татьяна увыдает, бледнеет, гаснет и молчит. Горький Теперь ему так живется – ой-ой-ой! Горький О, я совершенно спокоен! Тургенев "Брр…- сказал он. Достоевский ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ. Основные термины и понятия. Редактирование предложений и текстов с ошибками. Разумовская «Русский язык», 6 класс, «Просвещение», 1996. Разумовская «Русский язык», 7 класс, «Просвещение», 1998. Угроватова «Подсказки на каждый день», «ВЛАДОС», 1996. Розенгаль «Сборник упражнений по русскому языку», «Высшая школа», 1989. Дидактический материал к учебнику русского языка, «Просвещение», 1990. Другие интересные документы:.

Смотрите также: