Дополнительные источники налогового права: Налоговый кодекс РФ не включает подзаконные нормативные акты в состав Налоговый кодекс РФ не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах, отводит им исключительно подчиненную роль схема 20. Подзаконные нормативные акты о налогообложении Акты органов общей компетенции Акты органов специальной компетенции Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ Принятие на основе делегированных полномочий Принятие в развитие налогового законодательства Выделяют две категории подзаконных нормативных актов — источников налогового права: акты, принятые на основе законодательного делегирования, и акты, издаваемые в развитие законов имеющие целью обеспечить их выполнение. Обе категории под-законных актов издаются на основании и в соответствии с законодательством, не могут противоречить ему, изменять его или дополнять. Налоговый кодекс РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах ст. Делегирование представительными органами власти своих исключительных законодательных полномочий органам исполнительной власти ограничено. Основные источники налогового права кодекс РФ в целях предотвращения принятия под- законных актов, противоречащих законодательству о налогах и сборах, устанавливает критерии несоответствия. Не может соответствовать НК РФ и нормативный акт, отменяющий или ограничивающий права налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, либо полномочия налоговых органов, установленные Кодексом. Статьей 6 части первой НК РФ определено также, что подзаконный нормативный акт не может изменять определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе, и др. В обобщенном виде признаки несоответствия подзаконного нормативного акта закону указаны на схеме 21. Признаки несоответствия подзаконного нормативною акта по закону Процессуальные нарушения Нарушения материальных норм законодательства 1 Акт принят Акт принят Акт введен Основные источники налогового права изменяет Акт изменяет Акт изменяет с нарушением с нарушением в действие содержание порядок и усло- вид и р змер компетенции установленного с нарушением и объем прав вия pCclj пзацнп ответственности порядка установленного и обязанностей прав исполне- за пр 1вонарушс- порядка участников ния ООЯ. Рассматривая жалобы и заявления граждан, предприятий, государственных органов, КС РФ толкует конституционные нормы, дает конституционное толкование нормативных актов придает нормативным актам конституционный смыслинтерпретирует общие принципы права. В результате этого модернизируются представления о юридическом содержании конституционной формы. КС РФ не изменяет словесной формы статей Конституции РФ, а толкует их, уточняет их смысл. Можно сказать, что КС РФ занимается правотворчеством особого рода. Сформулированные им правовые нормы имеют особую форму, которая называется «правовая позиция КС РФ». Правовая позиция КС РФ — это прецедент толкования конституционной основные источники налогового права, выраженный в основные источники налогового права части постановления КС РФ. Правовая позиция всегда связана с резолютивной частью постановления КС РФ, однако важно запомнить, что понятия «правовая позиция» и «решение по делу» основные источники налогового права совпадают. Правовая позиция — это основные источники налогового права вывод о несоответствии того или иного закона Конституции РФ, а основание для такого вывода. Эти решения ограничивают усмотрение законодательного органа, поскольку юридическая сила постановления КС Основные источники налогового права о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта ч. Ряд выраженных КС РФ правовых позиций трансформируется законодателем в нормы законов. Для всех судов правовые позиции как часть решения КС РФ имеют преюдициальную силу. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды обязаны применять сложившиеся в практике КС РФ правовые позиции. Так, если КС РФ на основе сложившейся правовой позиции о содержании статьи Конституции РФ признал норму конкретного закона о налоге не действующей как противоречащую Конституции РФ, то суды не могут опираться на нормы, содержащиеся в других законах, но аналогичные по содержанию отмененной норме. Решения КС РФ и выраженные в них правовые позиции обязательны и для самого КС РФ. Он связан системой аргументации, интерпретацией конституционных норм и принципов, выраженных в предыдущих постановлениях КС РФ. Изменение правовой позиции КС РФ возможно, однако это допустимо в исключительных случаях и с соблюдением особой, усложненной процедуры. Правовые позиции КС РФ в отношении проблем налогообложения выражены в особой форме. КС РФ в ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сбо-рах толкует конституционные нормы и формулирует основные принципы налогообложения и сборов. В случае если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, КС РФ основные источники налогового права эти акты не соответствующими Конституции РФ. Поэтому изучение правовых позиций КС РФ по вопросам налогообложения и сборов в основном состоит в изучении сформулированных в постановлениях КС РФ основных принципов налого-обложения и сборов, определении их содержания, сфер и способов применения. Уяснение смысла тех или иных положений НК РФ, правильное их применение невозможно без изучения правовых позиций КС РФ по вопросам налогообложения и сборов1. Вопрос о основные источники налогового права практике как источнике права является дискуссионным. Однако нельзя не признать, что решения высших судебных органов — Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Основные источники налогового права имеют самое непосредственное влияние на практику применения нормативных актов о налогах и сборах. Конституция РФ установила, что решения и действия или бездействие органов государственной власти, основные источники налогового права местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Конституция РФ не исключает возможности проверки судами общей юрисдикции и арбитражными судами соответствия нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую силу акту. Причем такой контроль может проводиться как при рассмотрении конкретного дела, так и вне связи с его рассмотрением. Осуществляя эти полномочия, Верховный Суд РФ рассматривает жалобы граждан и государственных органов о признании недействительными и не подлежащими применению нормативных актов, принятых с нарушением законов, или других актов большей юридической силы. Предметом проверки становятся постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств. Решение Верховного Основные источники налогового права РФ об отмене того или иного нормативного акта порождает новые права и обязанности участников налоговых отношений, основные источники налогового права только в этом смысле основные источники налогового права решение является нормотворческим. Однако суд не создает новой нормы права, не определяет правила, подлежащие исполнению. Вместо отмененного акта начинают действовать иные нормы, а в случае если образуется пробел в регулировании, отношения строятся исходя непосредст-венно из норм Конституции РФ. Поэтому о нормотворческой деятельности Верховного Суда РФ можно говорить с долей условности. Другое проявление деятельности высших судебных органов в сфере налогового права — это издание обзоров судебной и судебно-арбитражной практики. Право Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики закреплено в Конституции РФ ст. Здесь особенно заметна роль Высшего Арбитражного Суда РФ. Пленум ВАС РФ рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и других правовых актов арбитраж - ными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики, которые обязательны для арбитражных судов. Президиум ВАС РФ рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах информирует нижестоящие арбитражные суды ст. Необходимо учитывать, что информационные письма не являются источниками права, на них нельзя ссылаться в качестве обоснования прав, обязанностей и ответственности спорящих сторон. Однако содержащаяся в них информация, безусловно, является авторитетной, выражающей правоприменительную политику высшей судебной инстанции. Кроме внутреннего законодательства огромное практическое значение в налоговой системе имеют международные основные источники налогового права по налоговым вопросам. Конституция РФ устанавливает приоритет международных соглашений перед внутренним законодательством: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» ч. Исходя из этого общего правила Налоговый кодекс РФ установил, что «если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах или сборах, то применяются правила и основные источники налогового права международных договоров Российской Федерации» ст. Требование законодательной формы установления, изменения и прекращения налоговых обязательств распространяется и на международные соглашения. Применение соглашения, заключенного Правительством РФ без надлежащей ратификации, означало бы вторжение в компетенцию законодателя, так как помимо его воли изменялся бы порядок исполнения принятых законов о налогах. Можно выделить три группы международных соглашений по налоговым вопросам. Акты, устанавливающие общие принципы налогообложения, такие, как Европейская социальная хартия принята 18 октября 1961 г. Не-посредственному применению эти акты не подлежат, содержащиеся в них принципы реализуются во внутреннем законодательстве. Эти двух- или многосто-ронние соглашения заключаются в целях избежания двойного на- логообложения, недискриминации налогоплательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории зарубежных стран, предотвращения уклонений от налогообложения. В этой группе соглашений можно выделить три подгруппы. Общие налоговые соглашения конвенции охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношению государств по линии прямых налогов налогов на доходы и на имущество или косвенных налогов например таможенных тарифов. Россия имеет более 50 соглашений, касающихся прямых налогов, интенсивно проводит переговоры основные источники налогового права заключении соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Ограниченные налоговые соглашения посвящены либо отдельным налогам например соглашения о налогах на наследства, о налогах по социальному страхованиюлибо налогообложению отдельных видов деятельности например соглашения об устранении двойного налогообложения морских и воздушных перевозок и т. Около 20 соглашений, касающихся транспортных перевозок, были заключены СССР с иностранными государствами. Россия является преемницей этих договоренностей. Другим примером являются соглашения по вопросам налогообложения отдельных экономических программ. Так, Российской Федерацией и США заключено Соглашение от 17 апреля 1996 г. Для гармонизации косвенного налогообложения большое значение имеет Соглашение от 25 ноября 1998 г. Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам соглашения заключаются между налоговыми органами различных стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля и основные источники налогового права. В условиях открытых границ внутри СНГ необходимость таких соглашений особенно остра. Россией заключены первые такие соглашения с Узбекистаном, Арменией, Основные источники налогового права. В дальнейшем соглашения были заключены и с другими странами. Третью группу составляют различные международные соглашения, которые наряду с другими вопросами рассматривают вопросы налогового права. Так, соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами рассматривают, как правило, вопрос о налоговом равноправии; соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений предусматривают взаимные налоговые льготы для дипломатических основные источники налогового права консульских сотрудников. Большое значение имеют торговые договоры и соглашения, на основе которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин. Особую подгруппу составляют договоры международных организаций и стран их базирования, которые также рассматривают вопросы освобождения этих организаций их сотрудников от нало-гообложения в странах базирования. Реализация международных договоров обеспечивается в том числе правом их участников обратиться в компетентные организации для разрешения споров о соблюдении договоренностей. Решения по таким спорам — важная часть международного права. Большинство международных договоров о налогообложении основные источники налогового права согласительные процедуры для разрешения основные источники налогового права вопросов. С этой целью определенные полномочия предоставляются финансовым или налоговым органам договаривающихся госу-дарств. Однако для разрешения межгосударственных экономических споров основные источники налогового права создаваться и специальные организации. Пример — Экономический Суд Содружества Независимых Государств Он действует на основе Соглашения от 6 июля 1992 г. Экономический Суд СНГ создан для того, чтобы способствовать единообразному применению соглашений государств — участников СНГ Это является условием эффективного интеграционного процесса. К ведению Суда относится разрешение споров, вытекающих из межгосударственных экономических отношений. Споры могут возникать при исполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными соглашениями или решениями институтов Содружества. Экономический Суд СНГ полномочен также рассматривать споры о соответствии международным договоренностям нормативных и других актов государств — участников Содружества. По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение. В нем отмечается выявленное нарушение и определяются меры, которые рекомендуется принять государству-нарушителю в целях его устранения. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обязано обеспечить его исполнение. К компетенции Экономического Суда СНГ относится также толкование положений соглашений, других актов Содружества и его институтов. Дополнительные источники налогового права Каковы основные источники налогового права стандартные налоговые вычеты? Каковы основные имущественные налоговые вычеты? Каковы основные профессиональные налоговые вычеты? Каковы основные социальные налоговые вычеты? Каковы налоговые ставки НДФЛ источник — ст. Назовите список доходов, не подлежащих налогообложению источник — ст. Назовите основные источники налогового права доходов с льготным налогообложением источник — п. Объектом налогообложения признаются доходы, полученные ре-зидентами — от всех источников, как на территории РФ, гак и за ее пределами, и нерезидентами — от источников в Право на получение социальных налоговых вычетов имеют физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Физические лица, которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, не вправе уменьшить доходы, полученные ими от источников в Российской Федерации, на социальные налоговые вычеты, установленные в ст. В число социальных налоговых вычетов входит accounting for taxation — система обобщения информации для основные источники налогового права баз налогообложения по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным порядком в России этот порядок прописан в ст. Цель налогового учета — формирование информации о правильности исчисления основные источники налогового права своевременности уплаты налогов. В случаях, если в регистрах Если источником основные источники налогового права налогоплательщика в виде основные источники налогового права служит российская организация, основные источники налогового права она признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате по основные источники налогового права 6%. Налогоплательщики, получившие дивиденды от источников за пределами РФ, имеют право уменьшить сумму налога на доходы физических лиц на сумму налога на дивиденды, Сумма налога в отношении дивидендов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников за пределами Российской Федерации определяется этими налогоплательщиками самостоятельно основные источники налогового права к каждой сумме полученных дивидендов. При получении дивидендов от иностранного источника налогоплательщики - налоговые резиденты России обязаны В целях определения налоговой базы и суммы налога налоговый статус налогоплательщика основные источники налогового права на дату выплаты дохода и уточняется: для иностранного гражданина лица без гражданстване имеющего постоянного места жительства в Российской Федерации, - на дату фактического завершения пребывания на территории Российской Основные источники налогового права в календарном году; для гражданина Российской Федерации лица без включают все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года: краткосрочные кредиты банков и крат-косрочные заемные средства, предусмотренные к погашению в предстоящем периоде и не погашенные в предусмотренные сроки, а также различные формы кредиторской задолженности организации поставщикам и подрядчикам; векселя к уплате, авансы полученные; по расчетам с tax avoidance - совокупность основные источники налогового права налогоплательщика по уменьшению налоговой нагрузки законными мерами. Осуществляется путем оптимизации налоговых баз в рамках налогового планирования. Уклонение от основные источники налогового права Раскройте понятие «налоговая политика». Дайте характеристику различным типам налоговой политики. Докажите, почему при обосновании основные источники налогового права политики необходи мо учитывать налоговое бремя? Как формируется налоговая политика в Российской Федерации? Что включает в себя понятие «налоговое право»? Охарактеризуйте его с теоретической и практической позиций. Допустимы ли частые и существенные tax evasion — совокупность действий налогоплательщика по уменьшению налоговой нагрузки незаконными мерами. Основные источники налогового права путем занижения налоговых баз, сокрытия части доходов, неправомерного пользования налоговыми льготами и др. Избежание В комментируемой статье содержатся перечни доходов, которые считаются доходами от источников: основные источники налогового права Российской Федерации; за пределами Российской Федерации. Для того чтобы определить, будет ли физическое лицо основные источники налогового права налог на доходы физических лиц в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но источник дохода. Основные источники налогового права положения НК РФ не позволяют. Налогообложение прибыли — это важнейший элемент налоговой политики любого государства. Налог на прибыль является значительным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль представляет собой прямой федеральный регулирующий налог. С 1 января 2002 г. Источники международного налогового права. Субъекты международного налогового права. История развития международного налогового права. Понятийный аппарат международного налогового права. Международное налоговое право и процессы гармонизации унификации налогового законодательства государств. Двойное многократное основные источники налогового права в международных Ответы на тесты даны в соответствии с положениями налогового зако нодательства на 1 июня 2006 г. Основы налогообложения: 6; 2. Налогообложение юридических лиц: 1. Кроме того, к учету Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики представляют Налогообложение доходов от выполнения работ оказания услуг по договорам гражданско- правового характера осуществляется: налоговыми агентами - источниками выплаты таких доходов; налогоплательщиками на основании налоговой декларации, подаваемой ими в налоговый орган по месту жительства в порядке, установленном ст. Понятие, предмет и система международного налогового прав Основные источники налогового права международного налогового права. Налоговая политика государств и международное налоговое право. Международное налоговое право, международные налоговые отношения. Предмет международного налогового права. Место международного налогового права в системе отраслей права и законодательства. Международное налоговое право как.

Смотрите также: